Григорий Бакунов, программист, штатный визионер "Яндекса" поделился своими суждениями о двух самых неизбежных технологических трендах на ближайшие годы. Первое касается автономии во всем – от мобильных телефонов до автобусов. Далее эти устройства начнут обмениваться информацией между собой всё больше, уменьшая таким образом, потребность в централизованном управлении, как Яндекс. Роль Интернет-корпораций в мире умных машин, домов и транспортных средств будет просто неизбежной, - сообщает Robotics.ua.

общество) Интервью с визионером Яндекса Григорием Бакунов об автономии и AI

Господин Бакунов рассказал о развитии технологий будущего в следующем интервью:


Поскольку мы живём в эпоху развития футуристических технологий, принято обсуждать эти вещи таким образом, будь-то они скоро появятся в наших домах. Какие устройства, по вашему мнению, самые нереальные?

В связи с моей работой мне приходится общаться с многими государственными людьми. в последнее время мы много обсуждаем возможности виртуальных и вымышленных миров. И я думаю, что человечество ещё не готово, вернее, технологии, пока не готовы к тому, что бы это было реальностью. Также мы сейчас довольно далеки от сингулярности, как в 1990-е годы. Так что, можно сказать, что особого прогресса в ближайшие годы нам не ждать.

Также это касается искусственного интеллекта. Рассмотрим это на примере чат-бота Luka. Разработчики на самом деле придумали систему, которая дублирует личность человека по внешним признакам. Это отображает в полной мере состояние ИИ на сегодняшний день – оно отображает только схему, по которой мы видим каким будет машинный разум в будущем.

Около года назад я сделал сам робота, способного разговаривать в мессенджере и вести себя вполне адекватно. Он мог поддерживать беседу или уходить от неё по своему желанию. При этом он был запрограммирован очень просто без глубокого обучения, а только за счёт правильных формулировок. Такое сейчас происходит со всем ИИ в мире.

Но ведь хороший специалист может сделать это лучше?

Скорее, это будет хороший журналист. Любой слабо интеллектуальный робот из уст прессы может стать супер мощным и умным. Ведь главный вопрос здесь – восприятие технологии.

То есть, мы больше ограничены психологией, а не программированием?

К сожалению, отрасли технологий, связанные с пониманием человека очень слабо развиты сейчас. Несмотря на длительные попытки понять душу человека, мы не видели каких-то явных достижений и прорывных экспериментов. Но есть надежда, что в ближайшие годы все изменится. Люди хотят иметь искусственный интеллект, с которым можно будет поговорить, но для этого нужно уметь понимать человека, как индивидуальную личность. Нужно уметь описывать личность по различным критериям, что пока не под силу машинам.

Для этого должна быть огромная индустрия сбора данных?

Да, и эта база уже много лет накапливается по всему миру. Более того, есть огромные рынки, черные и белые, по перепродаже этой информации. К примеру, мобильные устройства собирают огромное количество данных. А производители операционных систем для смартфонов их обрабатывают.
Но есть разница в подходах. Компания G хочет хранить все данные централизовано в облаке, а компания А ставит на вычислительную мощность мобильных устройств, которой будет достаточно для работы со всеми этими изысканиями прямо на мобильном устройстве пользователя.

Получается, что часть личного мобильного устройства работает на производителя операционной системы?

Не только часть, а практически все устройство работает на производителя. И постепенно человечество придет к этому - многие устройства ничего не будут никуда отсылать, в этом не будет необходимости.

То есть, устройство будет настолько мощным, что ему не нужен будет Интернет?

Да, мы уже близки к этому. Но главная цель ученых состоит не в отказе от Интернета. А в том, чтобы изменить кардинально опыт использования всех устройств. Для этого нужно, чтобы всё было доступно в режиме офлайн, потому что человечество пока не придумало, как бороться с неровностями, с домами, которые экранируют сигнал. К примеру, разработчикам стало известно, что лучше дать людям возможность скачать карты в навигатор, чем рассчитывать на то, что у него всегда есть связь с Интернетом.

Но это требует развития автономных систем? Если система не имеет доступа к Интернету, она должна уметь действовать автономно?

Качество сервиса может, конечно, пострадать от автономии. К примеру, Apple показали это в новой операционной системе с приложением для отправки фотографий. Приложение так же способно определять лица, находить людей по фотографиях, собирать снимки одних и тех же людей вместе, делая все это автономно на самом устройстве. Даже если качество его работы хуже, чем остальных приложений, оно может обходиться без Интернета.

Автономия также важна для транспорта. Автономные автомобили требуют огромной вычислительной мощности, не так ли?

Да. К примеру, у компании Nvidia есть собственное направление, занимающееся автомобильными компьютерами. Это одни из лучших компьютеров на сегодняшнем рынке. Конечно, стоимость такого оборудования достигает $300, в то время, как автопроизводители могут себе позволить что-нибудь за $100. Поэтому вычислительные устройства в наших автомобилях значительно отстают от текущего развития техники.

А этот компьютер работает не только на своего владельца?


Практически все время он занимается тем, что помогает другим. Давайте представим, что система автопилота тратит 5% своих ресурсов на принятие оперативных решений, а всё остальное на исследование окружающего пространства, отправку в облако информации о дорожной обстановке и общение с другими патомобилями. На самого владельца он реально тратит всего 5% - 10% своих вычислительных мощностей.

Nvidia, кстати, кроме производства платы, разрабатывает также алгоритмы. Они построили автопилот полностью на нейронной сети. Сделали модель машины в масштабе 1:8, которая ездит по территории компании, объезжает препятствия и не сталкивается ни с кем. В ней нет никакого алгоритма, кроме нейронной сети. Самое интересное, что они обучали её не на основе реальных автомобилей, а на видеозаписи компьютерных игр.

Как вы думаете, если такие нейронные сети выйдут в мир, позволят ли правительства стран выйти таким автомобилям на дороги?

Я думаю, это будет общественный транспорт, к примеру, автобус, который будет ехать по отдельной полосе с небольшой скоростью от остановки к остановке. Научить машину робот ездить правильно не сложно. Сложно научить её правильно реагировать на ситуации с неадекватными водителями. В этом помогают отдельные полосы.

Смогут ли автономные автомобили заменить полностью человеческих водителей?


Думаю, да, хотя до этого ещё очень далеко. Не каждый сможет отказаться от своей машины и заменить её на робота, - об этом свидетельствуют большинство опросов. Хотя, лично мне всё равно, кто водитель в такси. Я не буду волноваться, если таксист разобьёт автомобиль, или ему нужно будет принимать какие-то сложные решения не в мою пользу.

Азимову и не снились настоящие проблемы робототехники. Одной из главных проблем системы автопилота является то, что нам самим придётся программировать убийства. Но есть ещё одна проблема: технология разрушает саму индустрию автомобилей. Никому неинтересно покупать себе автономный автомобиль, ведь каждый хочет иметь с утра у подъезда машину определённого класса. И напоследок, нужно производить эти автомобили как можно дешевле, как это получается у Ford.

Чего не скажешь о Tesla, не так ли?

Я ездил на Tesla, и скажу, что дела у них, мягко говоря, не очень. С точки зрения электродвигателя они замечательные. Нажимаете на педаль — и автомобиль моментально разгоняется. Но внутри это всё равно Ford Focus.

Системы автопилота будут установлены не только на автомобилях. Речь идет также о беспилотниках для доставки?


Это также спорный вопрос. Понимаете, Amazon использует дроны в американской среде для жителей частных секторов. Постелить коврик перед аппаратом, чтобы тот опустил туда посылку не сложно. Но для квартир это невозможно.

Здесь полеты вообще не представляют проблемы. Можно просто приравнять дроны к гражданской авиации и не переживать по этому поводу. То есть это авиация, которая будет следовать обычным правилам и которую нужно программировать в соответствии с ними. Внутри города, если у вас небольшой дрон, можно не запрашивать разрешение на взлёт, а сигнализировать своим коллегам об этом и информировать их во время полета.

Нужно ли прописывать какие-то правила для этих устройств в качестве законов?

Естественно. Дроны – довольно маленькие устройства, которых сложно обнаружить. Поэтому они должны информировать других участников о том, что у них происходит.
Поэтому вот здесь нам понадобится искусственный интеллект — чтобы создавать локальные сети между устройствами.

Надеюсь, что дроны будут более эффективными, когда у них появится возможность общаться друг с другом. Поскольку они не могут рассчитывать на Интернет для навигации и не могут принять решение на базе радара, им нужно просто иметь способ коммуникации, особенно на тех высотах, которые будут разрешены для полета.

Можете представить красивую физическую модель, в которой все дроны связаны специальной сеткой, продумывают заранее маршруты и сообщают их друг другу.

И снова о децентрализации Интернета

Это явление неизбежно. Но вряд ли, будет быстро. Для таких ресурсов, как "Яндекс", централизация очень важна сама по себе. Но в будущем все равно придется придумать такой подход, чтобы работать в новых условиях.

Говоря про децентрализацию, я имею в виду не биткоины и распределённость. Вся идея искусственного интернета в том, что у вас есть один сервер, с которого вы получаете информацию. Это значит, что информация у всех участников рынка одинаковая. Но нужно привыкнуть, что это не так.

Это как у жителя деревни – большую часть важной информации он видит сам, например, погоду, а не ждет новостей из столицы.


Да. Мы пытаемся построить очень мелкую погодную сетку с очень небольшим шагом. При этом ясно, что там очень небольшой задел, потому что надо начинать собирать прогнозы и уточнять их по устройствам пользователей. Как правильно это сделать? Если этих устройств 50 млн, нельзя ежесекундно с 50 млн устройств запрашивать информацию. При этом хочется иметь ежесекундный прогноз. Правильная модель, это когда каждое устройство накапливает информацию по мере необходимости и агрегирует её с другими устройствами вокруг.

Каждый день вы ставите iPhone на зарядку, и он передает данные…

Тема подзарядки также одна из главных в технологическом мире. Хочется надеяться, что и эту проблему мы преодолеем.

Как насчет дистанционной зарядки?

Есть прогнозы и на этот счет. Для примера, можно так просто поставить телефон, и он будет заряжаться от лазера со стены. Это дистанционная зарядка, которая доступна на большом расстоянии. Это энергетически эффективный метод, который уже давно в мыслях ученых, но ещё далек от реализации.

В общем, дело только за умной стеной?

Не только. Хотелось бы, вместо датчика пожарной сигнализации иметь умную систему, которая заряжала бы мобильные устройства, показывала температуру в чашке и подогревала кофе.
Люди часто представляют умный дом с огромным набором гаджетов: умными кружками с кучей датчиков, показывающих температуру кружки, знающих, что в неё налито, и пишущих все это на встроенном экране. Хочется верить в противоположное развитие. К примеру, мне хотелось бы иметь в доме пять проекторов и несколько компьютеров, которые будут замерять все дистанционно и просто проецировать изображение куда угодно.

Это большая разница. Вопрос не в вещах, а в целой Вселенной.